Новости

2013 год объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Годом охраны окружающей среды!

2013 год объявлен Президентом РФ В.В. Путиным Годом охраны окружающей среды!

  В ближайшее время в Госдуме будет обсуждаться  Закон о государственно-частном  партнерстве, проект которого прошел согласования в Правительстве РФ. Закон имеет большое значение для российской экономики, который позволит поддержать инвестиционную активность в стране в ближайшие годы и, возможно, окажется важнейшим инвестиционным институтом в отрасли природопользования и охраны окружающей среды, в частности, ликвидации отходов прошлого экологического ущерба (ПЭУ).

  На наш взгляд проект Закона имеет ряд упущений, которые могут значительно снизить его эффективность, учитывая международный опыт применения аналогичного законодательства в других странах.

  В этой связи РЭП Зеленые направила свои предложения в ГД ФС РФ и Минэкономики РФ по  поправкам к проекту Закона о государственно-частном партнерстве.

 

Пресс-служба РЭНЭ

 

 

Предложения РЭП «Зеленые» по поправкам к проекту Закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП)


1. Текст в проекте закона о ГЧП Ст.5 п.1. 1)

Публичный партнер предоставляет частному партнеру земельный участок/земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящееся в собственности публичного партнера, необходимое для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, во владение и пользование или в собственность;

Предлагаемая редакция текста закона о ГЧП Ст.5 п.1. 1)

Публичный партнер предоставляет частному партнеру земельный участок/земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящееся в собственности публичного партнера, необходимое для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, во владение и пользование или в собственность, или частично финансирует совместный проект;

Примечание: Из проекта закона следует, что финансирование привлекается только частным партнером, что серьезно ограничивает возможности ГЧП. В соответствии с международным опытом (см. стр.1, 9 приложения «Опыт ГЧП в Австралии»). необходимо предусматривать возможность долевого участия публичного партнера (частичное финансирование проекта), включая средства из госбюджета, имея в виду крупные социальные проекты, например ликвидацию Прошлого Экологического Ущерба (ПЭУ), крупные объекты строительства, инфраструктуры, транспорта (морские порты, аэропорты, ж/.д. .. )...и т.д., а также возможную дальнейшую коммерческую эксплуатацию этих объектов публичными партнерами (получения доходов публичными /государственными/ образованиями, корпорациями – участниками проектов). Об этих возможностях, в частности, говорил на заседании Правительства РФ 7 марта 2013 Зам. Министра экономического развития С.Беляков http://government.ru/stens/23151 (см. фрагмент стенограммы ниже*). Такой опыт широко практикуется в др. странах. В наиболее крупных и эффективных проектах ГЧП участвуют деньги государственных и др. пенсионных фондов (см. стр. 8 приложения). Предметом таких инвестиций являются, как правило, крупные инфраструктурные проекты, которые активно способствуют развитию реального сектора и внутреннего рынка страны. В этих случаях проект должен иметь низкую степень рисков, жесткие сроки реализации, окупаемости и быть высоко прибыльным. Под такие проекты осуществляется выпуск ценных бумаг и т.д.

Фрагмент стенограммы -*С.Беляков: «Практически все регионы заинтересованы в реализации такого рода проектов, потому что это очень хороший инструмент качественно и быстро создать объект и качественно эксплуатировать его, и за счёт этого оказывать качественные услуги населению. Бюджетного финансирования, федерального, регионального, муниципального для реализации этих функций либо недостаточно, либо просто отсутствуют эти средства».


2. Текст в проекте закона о ГЧП Ст.5 п.4.

Осуществление проектов государственно-частного партнерства в формах определенных частями первой и второй данной статьи, предусматривает выполнение частным партнером двух и более из следующих функций:

проектирование;

финансирование;

строительство;

реконструкция;

модернизация;

эксплуатация;

техническое обслуживание.

Частный партнер также вправе выполнять другие функции, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве.

Предлагаемая редакция текста закона о ГЧП Ст.5 п.4.

Осуществление проектов государственно-частного партнерства в формах определенных частями первой и второй данной статьи, предусматривает выполнение партнерами двух и более из следующих функций:

проектирование;

финансирование;

строительство;

реконструкция;

модернизация;

эксплуатация;

техническое обслуживание.

Партнеры также вправе выполнять другие функции, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве.

Примечание: В редакции проекта по функции финансирования указан только частный партнер.

См. обоснование изменения выше


3. Текст в проекте закона о ГЧП Ст.6. 1. 2)

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фондов, в том числе объекты уличного освещения;

Предлагаемая редакция текста закона о ГЧП Ст.6. 1. 2)

системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, отходов горной добычи, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фондов, в том числе объекты уличного освещения;

Примечание: В эту статью в предлагаемой редакции ст.6.1.2) проекта закона о ГЧП нами добавлено «отходов горной добычи».

ПЭУ является в России чрезвычайной проблемой. По усредненным оценкам количество отходов в России составляет не менее 40 млрд. тонн в среднем по 285 тонн на душу населения, а в горнодобывающих регионах этот показатель токсичных отходов еще выше. Исправить эту ситуацию крайне сложно. В результате реорганизаций и банкротств за последние годы права владения и переработки отходов столько раз переходила из рук в руки, что правообладателя ПЭУ определить крайне сложно. В основном отходы горной добычи являются собственностью РФ. Инвесторов в переработку отходов практически нет!

Вопрос доступа к отходам горной добычи находится в ведении Роснедра и крайне забюрократизирован. Согласно Ст.22 4) Закона о недрах «Пользователь имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции». Как правило, разработчик месторождения (пользователь недр) крайне неохотно инвестирует в утилизацию своих отходов, хотя ему не нужно никаких разрешений. Поэтому имеем столько отходов на душу населения в условиях крайнего дефицита инвестиций вообще и, тем более, в переработку отходов. Инвестор, желающий заняться переработкой отходов горной добычи, находится в неравных условиях с пользователем недр.

В преамбуле Закона о недрах РФ в самом начале сказано, что «Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». При этом далее в той же преамбуле, в частности, говорится: «Закон о недрах РФ регулирует отношения ...в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств…»

Отходы горной добычи находятся выше почвенного слоя и не являются недрами.

В этой связи, учитывая наше предложение по предлагаемой редакции данной статьи проекта закона о ГЧП, предлагаем:

- в преамбуле Закона о недрах исключить фразу - «в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств»;

- В разделе II. Пользование недрами ст.6. Виды пользования недрами п. 3) Закона о недрах исключить фразу - «в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств»;

Считаем также необходимым изъять из проекта закона «О переработке отходов, который находится в стадии подготовки, ссылки на Закон о недрах в отношении отходов горной добычи.

По нашему мнению, вопрос переработки отходов горной добычи ПЭУ необходимо передать под юрисдикцию местных органов власти. Проекты переработки отходов горной добычи ПЭУ должны стать предметом ГЧП.